Полярная ночь.
350 миллионов лет. Ранний каменноугольный период палеозойской эры. Самый северный материк того времени Ангарида (территория современной Восточной Сибири). На юге в экваториальной зоне стоят непроходимые леса с буйной растительностью и разнообразной фауной. Таким мы знаем карбон-период повсеместного угленакопления. Но если направится на север к полярному кругу, то мы увидим совершенно другой ландшафт, который резко отличается оттого, что привыкли видеть на картинах в учебниках и познавательных книгах. В то время климат повсюду был тёплым и влажным. Даже в верхних широтах температура не опускалась ниже десяти градусов тепла. Позже где-то 330 миллионов лет назад, на юге Гондваны начнётся очередное оледенение, которое продлится аж до пермского периода. Но, а пока в низовьях реки Лены (территория современной Сибири), где тогда примерно находился северный полюс, стояла достаточно тёплая погода. И даже когда наступала полярная ночь и солнце не показывалась несколько месяцев температура оставалась комфортной.
Флора Ангариды была скудной. Полярные леса состояли в основном из плаунов двух видов: томиодендрона и лофиодендрона, а также небольших папоротников. Фауна, вообще, отсутствовала. Представьте себе безмолвный лес, состоящий из частокола плаунов, погруженных в сонную дремоту зимней ночи. Всё это освещается полярным сиянием невиданной красоты. И тишина вокруг давит на уши. Странный мир арктического первобытного леса.
Статья написана по материалам книги доктора геолого-минералогических наук С.В. Мейена «Следы трав индейских». Реконструкция и текст Юрий Приймак.